История стадиона Home. sweet home
«Дом, милый дом»… Это английское выражение вполне применимо к стадиону «Петровский», который с середины 90-х годов прошлого века стал по-настоящему родным для нашего «Зенита».
Создатель из Чехии
Первый шаг к рождению стадиона был сделан 7 апреля 1924 года, когда ленинградские губернские организации приняли решение о строительстве многопрофильного спортивного сооружения. Местом возведения стадиона был выбран Петровский остров. Не удивительно, что задумывавшийся как крупнейшая спортивная арена страны объект получил имя умершего в январе 1924-го вождя мирового пролетариата.
В советское время автор проекта стадиона упоминался в спортивных изданиях редко. А если и упоминался, то сухо и односложно: «инженер Воеводин». Почему же имя создателя знаменитой арены было фактически предано забвению?
Начнем с того, что настоящее имя «Воеводина» – Алоис Вейвода. Родился он в Праге в 1882-м, а в год начала первой русской революции перебрался в Россию. Вклад Вейводы в популяризацию футбола (да и спорта в целом) в нашей стране столь велик, что он по праву должен занимать место рядом с Ричардсоном, Фульдой и Дюперроном. Чемпион и рекордсмен России по прыжкам в длину, участник соревнований по прыжкам с шестом и барьерному бегу, многократный чемпион Петербурга по футболу в составе клуба «Спорт»… При его активном содействии в 1910-м наши городские команды смогли впервые встретиться с чешскими профессионалами.
Вейвода был автором целого ряда проектов спортивных сооружений в нашем городе, но высшей точкой его карьеры стало назначение на пост старшего архитектора-художника стадиона имени Ленина. Он разработал план расположения стадиона на Петровском острове, указав на нем места для размещения футбольной и баскетбольной площадок, велотрека, трибуны и помещений для спортсменов. Вейвода представил также вид будущей арены с высоты птичьего полета. Увидеть воплощение своего плана в жизнь ему еще довелось…
Увы, в январе 1927-го Вейвода был арестован по широко распространенному тогда обвинению в членстве в организации, занимающейся пособничеством международной буржуазии. Ему грозило заключение сроком на 10 лет с конфискацией имущества, но в итоге особое совещание при коллегии ОГПУ постановило: выслать имевшего чешское подданство Вейводу за пределы СССР. С тех пор имя Вейводы оказалось под запретом, а выглядевшая как фарс «реабилитация» состоялась лишь в год, когда ему исполнилось бы 107 лет…
Предтечи
Но это было позже, а 30 мая 1924-го план стадиона был окончательно принят, и на Петровском острове начались подготовительные работы.
Строители столкнулись с целым рядом трудностей. В частности, в плохом состоянии находились подъездные пути – мосты пришлось ремонтировать. 23 сентября строящийся стадион испытала на прочность стихия: случилось знаменитое ленинградское наводнение. Но работы шли «ударными темпами», и каток стадиона должен был принять первых спортсменов уже в декабре 1924-го. Лишь неожиданно теплая погода вынудила перенести открытие объекта на 1 января следующего года.
Стадион зажил полноценной жизнью. Череда «торжественных открытий», приуроченных к знаменательным датам, все не кончалась, хотя уже вовсю сменяли друг друга соревнования по различным видам спорта. Наконец, 5 июля 1924 года на поле стадиона состоялся первый футбольный матч.
Открывали арену сильнейшие команды страны – сборная Ленинграда (чемпион РСФСР) и сборная Харькова (чемпион Украины). Более 10 тысяч зрителей стали свидетелями крупной победы хозяев – 5:1. Двумя мячами отметился легендарный Михаил Бутусов. А уже в 1928-м очередной его «дубль» принес ленинградцам победу над двукратными олимпийскими чемпионами – сборной Уругвая (4:1)! В дальнейшем на этом стадионе сборная нашего города принимала сборную Турции, сильнейших футболистов Праги, блистательных басков. Кстати, команда Ленинграда стала единственной, кому удалось сыграть с испанскими грандами вничью (2:2). Остальные советские коллективы проиграли, и лишь московский «Спартак», усиленный игроками других клубов, сумел одолеть гостей.
В 1933-м была проведена первая реконструкция: были ликвидированы виражи бетонного трека и возведены деревянные трибуны. Отныне вместо 10 000 зрителей стадион мог вмещать 25 000. В ознаменование этого события 14 июля на поле стадиона единственный раз в истории вышла сборная СССР. Позже, если национальная команда Советского Союза и приезжала в наш город, то ареной баталий становился стадион имени Кирова. А тогда, в 1933-м, сборная СССР уступила сборной… СССР-2 со счетом 0:2.
Пришествие
В 1936-м были впервые проведены чемпионат и Кубок СССР по футболу среди клубов. 8 августа в матче 1/8 финала Кубка СССР против московского «Спартака» «Сталинец» (будущий «Зенит») впервые вышел на поле детища Вейводы. Интересно, что «Сталинец» все (кроме одного) довоенные домашние матчи Кубка СССР проводил (и весьма успешно) именно на этом стадионе. Но в той, первой игре наша команда, увы, проиграла признанному лидеру довоенного футбола – 0:3. В 1936-1937 гг. на стадионе имени Ленина «Сталинец» провел два «выездных» поединка с земляками-спартаковцами (0:3, 1:1), а автором первого гола нашей команды на этой арене стал Павел Донин.
В 1938 году было принято решение о расширении группы А (тогдашней «Премьер-Лиги») до 26 команд. Наш город в высшем свете советского футбола в первый и последний раз представляло сразу пять коллективов, которые большую часть матчей проводили на стадионе имени Ленина.
Одним из них стал оставшийся без родного уютного стадиончика КСИ «Сталинец», который сыграл свой первый домашний матч в элите 30 мая в присутствии 10 000 зрителей. Дебют, правда, выдался, хуже не придумаешь: поражение со счетом 1:5 от московского «Торпедо». Отметим лишь первый в истории «домашний» гол ленинградцев, забитый на 51-й минуте Алексеем Ларионовым. Дальше – больше. Поражение от московского «Спартака» (0:4). А затем последовал еще и матч с «Динамо», который, по уверениям газеты «Сталинец», «после упорной борьбы завершился победой киевлян 7:2». И это несмотря на удаление в составе украинцев. Правда, потом дела пошли лучше. 13 июня «Сталинец» одержал первую победу в высшем дивизионе, одолев тбилисский «Локомотив» (2:1), а 3 октября даже одержал первую в истории клубную победу, разгромив со счетом 5:1 московских одноклубников. Самое же яркое событие в довоенной истории стадиона связано с другим ленинградским клубом – «Спартаком». 16 июня 1938 –года в матче с московским «Буревестником» (6:0) форвард Евгений Шелагин сделал первый пента-трик в истории отечественных первенств. Повторить это достижение удавалось, побить его пока не может никто.
Посещаемость матчей «Сталинца» – «Зенита» в 1938-1941 гг. была не очень высока. 25-тысячный аншлаг случался крайне редко. Все-таки в 30-е годы наш клуб явно уступал в популярности «Динамо». И лишь победа в Кубке СССР-1944 решила спор в пользу «Зенита».
Смертию смерть поправ
22 июня 1941-го стадион должен был принять сразу два календарных матча, но они не состоялись. И болельщики, и футболисты отправились в военкоматы. Стадион тоже «принял бой». На запасном поле была установлена зенитная батарея, в помещениях расквартирована воинская часть. Военно-физкультурные соревнования проходили даже в самые тяжелые дни блокады. И пусть самые знаменитые блокадные матчи принимал стадион «Динамо», на Ленина тоже играли в футбол, в частности, разыгрывали первенство города.
К сожалению, война оставила глубокие шрамы на теле стадиона. Лишившийся деревянных трибун, он более десяти лет выглядел весьма сиротливо: одиноко стоял лишь бетонный 8-ой сектор, а газон (земля в свое время была привезена из тамбовской губернии) был отправлен на стадион Балтийского завода. Лишь в середине 50-х «сироту» передали в ведение Управления спортивных сооружений. Был, наконец, подготовлен и проект его реконструкции, авторами которого стали Н. В. Баранов, О. И. Гурьев и В. М. Фромзель. Перестройка оказалась настолько масштабной, что в справочной литературе советских времен встречаются указания на то, что стадион имени Ленина был построен в 1961 году «на месте разрушенного стадиона имени Ленина»…
В результате перестройки появилась знаменитая сотня декоративных колонн, арену окружили железобетонные конструкции с подтрибунными помещениями. В них расположились спортивные залы, раздевалки для спортсменов и судей. Там же в дни соревнований работал пресс-центр. Благодаря оборудованию новейшей беговой дорожки стадион сразу же стал одним из легкоатлетических центров СССР. А 21 сентября на стадион имени Ленина после долгого перерыва вернулся наш «Зенит».
Второе пришествие
Вернулся только на один матч против «Шахтера» из Сталино (будущий Донецк), завершившийся вничью (1:1). А вот осенью 1963-го возвращение было более «основательным», хотя и вынужденным, ибо на стадионе имени Кирова тогда отсутствовало электрическое освещение. На Ленина зенитовцы с 10 по 23 октября провели три домашних матча, причем соперники были им, казалось, вполне «по зубам» – торпедовцы Кутаиси, «Арарат» и «Пахтакор». Ветераны «Зенита», в частности, Вадим Храповицкий, Владимир Востроилов и Станислав Беликов, не самым добрым словом поминают те встречи. Им, привыкшим к стотысячной аудитории, игры при куда меньшем стечении народа на узковатом поле явно не удались. Трижды сыграв вничью, «Зенит» упустил реальнейшую возможность завоевать медали.
После столь неудачного опыта «Зенит» в последующие годы на Ленина играл редко. В 1966-1969 гг. – лишь 10 раз (+3 =5 –2). Затем наш клуб вообще надолго покинул арену на Петровском острове, мелькнув там лишь в 1975-м (2 ничейных игры). Здесь выясняли отношение дублирующие составы. Впрочем, во второй половине 60-х и в 70-е стадион был «родным» для покинувшего элиту советского футбола «Динамо». И все же бал в эти годы на стадионе правила «королева спорта» – легкая атлетика.
Третье пришествие
В середине 70-х началась активная подготовка спортивных объектов к играм московской Олимпиады. Преобразился и стадион имени Ленина. Здесь были установлены четыре осветительные башни с 576 мощными прожекторами, что обеспечивало возможность телетрансляций в цветном изображении даже в вечернее время. Под руководством архитекторов С. П. Одновалова и Н. Д. Балаж переоборудованию подверглись подтрибунные помещения. Были изменены интерьеры, в некоторых залах надстроены вторые этажи, модернизированы места для комментаторов. Появилась ложа для почетных гостей. В качестве «подарка» футболистам на поле был заменен дренаж.
«Подарок» был очень своевременным, ибо летом 1978-го на капитальный ремонт встал уже стадион имени Кирова, и 22 июля «Зенит» провел первый матч на подзабытой арене. 30 000 зрителей стали свидетелями победы ленинградцев (1:0) над киевским «Динамо» с Блохиным, Буряком, Бессоновым… И вплоть до июня 1980-го все домашние матчи «Зенит» проводил на Петровском острове.
В 1981-м «сине-бело-голубые», вопреки традициям, не заканчивали, а начинали сезон на стадионе имени Ленина. Дважды сыграв вничью, 23 апреля «Зенит» в блестящем стиле переиграл «Спартак» – 2:0! И даже несмотря на то, что набирал силу очередной «конкурент» – СКК – вряд ли кто-то мог предположить, что это был последний матч «Зенита» на стадионе имени Ленина…
13 лет спустя «Зенит» вновь вышел на поле стадиона на Ждановке, но тот уже носил иное имя – «Петровский». Началась новая эра в истории стадиона и клуба…
Новое имя
В 1991 году нашему городу было возвращено историческое название, а имя вождя мирового пролетариата стало стремительно исчезать с улиц и площадей Северной столицы. Эта метаморфоза случилась и со стадионом имени Ленина, который после рассмотрения нескольких вариантов получил звучное имя «Петровский», связанное с тем, что на острове, где он расположен, в XVIII веке находилась вотчина Петра I. Бюст Ильича, находившийся у входа на стадион (ныне он находится в Музее городской скульптуры), был заменен бюстом основателя города работы В. Э. Горевого. Правда, в обстановке всеобщей неразберихи, царившей в те времена, и это произведение скульптуры вскоре исчезло. Когда его нашли, то на прежнее место не вернули, а подарили администрации Петроградского района.
В рамках подготовки к Играм доброй воли 1994 года началась очередная перестройка стадиона. Требовалось провести капитальный ремонт трибун и подтрибунных помещений, было необходимо качественное обновление всего спортивного оборудования и инвентаря. Руководил реконструкцией все тот же С. П. Одновалов, который приводил стадион в порядок и к Олимпиаде-80. Отремонтировали фасады, провели работы по гидроизоляции, установили цветное поворотное табло. Также заменили прожекторы на осветительных мачтах, а поле оборудовали электроподогревом. Таким образом, стадион на Ждановке вышел на качественно новый уровень комфортности для спортсменов и зрителей, что было блестяще продемонстрировано на Играх доброй воли. Первыми оценили это любители легкой атлетики.
Четвертое пришествие
Волею судеб оказавшийся в первой лиге отечественного футбола «Зенит» впервые вышел на газон еще не до конца обновленного «Петровского» 18 апреля 1993 года. Однако хозяином поля в 1/128 Кубка России являлся питерский «Локомотив», поэтому полноценно возвращение состоялось лишь 10 августа 1994-го, когда в гости к питерцам пожаловал саратовский «Сокол» (1:2). В том же сезоне «Зенит» спустя 55 лет (!) принял соперника на «Петровском» и в рамках матча Кубка страны (поражение со счетом 0:2 от ЦСКА). Впрочем, сам сезон-1994 стал одним из самых неудачных в истории клуба.
Чего не скажешь о сезоне-1995! Вернувшийся на тренерский мостик «Зенита» Павел Федорович Садырин сумел решить главную задачу и вернул петербургскую команду в высшую лигу. Случилось это знаменательное событие именно на «Петровском» – 25 октября 1995 года после матча с земляками из «Сатурна-1991» (1:0) в присутствии лишь 8 000 зрителей. Впрочем, «лишь» – это по сегодняшним меркам. Тогда же считалось, что игра вызвала невиданный ажиотаж. Важно отметить, что именно в сезоне-1995 «Зенит» сделал окончательный выбор в пользу «Петровского». Выиграв 7 июня (в день 70-летия стадиона) у «Океана» из Находки (2:1), наша команда начала серию домашних матчей на «Петровсом», которая непрерывно продолжалась до 6 июля 2006-го, когда зенитовцы отдавали дань стадиону имени Кирова.
Долгожданный аншлаг
Возвращение «Зенита» в высший свет поставило работников стадиона в непростое положение, ведь в 1996 году питерцы начинали стадион рекордно рано – 2 марта. С арены пришлось вывезти более тысячи машин снега, работа шла в авральном темпе. И к матчу с «КамАЗом» (2:1) стадион был полностью готов. Первый удар по мячу на «Петровском» в высшей лиге сделал тогдашний мэр города Анатолий Собчак, а первый гол «Зенита» забил Олег Дмитриев. При этом стадион впервые за последние десятилетия был заполнен практически под завязку. Точное количество зрителей, присутствовавших на том матче, установить практически невозможно, поскольку льготников, прошедших на трибуны бесплатно, было чуть ли не больше, чем обладателей билетов. Официальная же цифра – 20 000 зрителей. Болельщиков порадовало новшество – демонстрация острых моментов игры на цветном табло.
В конце сезона «Петровский» стал ареной первого в российской истории «золотого» матча между «Аланией» и «Спартаком». После игры восторженные поклонники красно-белых прорвались на поле и вырезали квадратный метр сетки ворот, в которые влетел победный мяч.
В 1997 году торжественно отмечалось столетие отечественного футбола. На «Петровском» прошел целый ряд интереснейших матчей. Особо стоит отметить встречу сборных ветеранов России и Франции 25 мая (2:2), в которой сошлись Желудков и Жиресс, Казаченок и Аморо. А 20 августа 1997-го впервые сыграла на «Петровском» сборная России, увы, уступившая сборной Югославии (0:1). Ну а 5 сентября была возобновлена славная дореволюционная традиция матчей между сборными Москвы и Петербурга, победу в которой праздновали хозяева – 2:0.
Трехцветный стадион
В 1998-м на стадионе были установлены индивидуальные пластиковые кресла, что придало арене цивилизованный вид. «Петровский» стал трехцветным, но не сине-бело-голубым, а красно-оранжево-желтым. «Такие краски меньше выгорают», – объяснили знатоки возмущенной публике… «Зенит» же вначале подарил болельщикам надежду, когда в первом туре дома изумительно переиграл полуфиналистов Кубка УЕФА московских спартаковцев – 2:1. Однако на том же «Петровском» поздней осенью питерцы сыграли вничью с беспросветным аутсайдером «Тюменью» (0:0). Впрочем, это было, наверное, к лучшему: не пробившись, таким образом, в еврокубки через чемпионат, «Зенит» красиво оформил путевку в Большую Европу через Кубок России, победив накануне дня города в финальном матче в Москве «Динамо» – 3:1. К сожалению, по странной недоброй традиции питерцы проиграли дебютный матч на «Петровском» и в этом турнире. Разгром хозяевам учинила итальянская «Болонья» – 0:3.
2000 — не лучший год в истории «Петровского». 18 августа прямо во время игры Фаны ЦСКА и «Зенита» устроили побоище с милицией. В его ходе было выломано и брошено на беговые дорожки огромное количество пластиковых сидений, и следующий матч «Зениту» пришлось проводить без зрителей. А 22 августа питерцы на последних минутах упустили победу в драматичном финале Кубка Интертото против испанской «Сельты»…
Впрочем, жизнь состоит не только из черных, но и из светлых полос. В 2001 году «Зенит» впервые в российской истории завоевал медали, установив в «бронзовом» сезоне под руководством Юрия Андреевича Морозова личный рекорд – всего одно домашнее поражение. Пока это достижение удавалось лишь повторить с Властимилом Петржелой в «серебряном» 2003-м и в 2005-м. В сезоне же 2001 года одной из самых незабываемых стала игра с ЦСКА, в которой питерцы разгромили соперника со счетом 6:1.
В бесславном 2002-м болельщикам на «Петровском» приходилось чаще огорчаться, чем радоваться. Отметим лишь рекордную победу «Зенита» в еврокубках – 8:0 над «Энкампом» из Андорры… 23 мая на стадионе был установлен памятник легендарному Петру Дементьеву работы Владимира Оленева. Сразу же разгорелся спор о художественных достоинствах монумента, оказавшийся, правда, недолгим. То ли из-за непрочности материала, то ли еще по какой-то причине памятник вскоре развалился, и восстанавливать его не стали.
История продолжается
7 августа 2004 года в матче 1/16 финала Кубка России с омским «Иртышом» на «Петровском» Александр Кержаков сделал первый пента-трик. Впрочем, как вы помните, это достижение Кержакова является повторением бомбардирского рекорда для этого стадиона, который установил в далеком 1938-м Евгений Шелагин. Осенью «Зенит» впервые стартовал в групповом турнире Кубка УЕФА. 25 ноября состоялся самый поздний домашний матч «сине-бело-голубых» на берегах Невы. Ближе к зиме на свежем воздухе в футбол в Питере не играли. И это также произошло на «Петровском».
2005-й год ознаменовался первым в истории отборочным матчем чемпионата мира, сыгранным в нашем городе. Ведомая питерскими футболистами сборная России одолела упорных латышей – 2:0. А по осени «Зенит» переиграл с одинаковым счетом 2:1 португальскую «Виторию» и испанскую «Севилью» и открыл себе дорогу в весеннюю стадию Кубка УЕФА.
В 2006-м на «Петровском» произошло сразу несколько значимых для истории стадиона событий. Раньше 23 февраля «Зенит» еще не начинал сезон. Титанические усилия работников арены помогли достойно принять матч 1/16 финала Кубка УЕФА против норвежского «Русенборга». В День защитника Отечества питерцы просто не могли проиграть – 2:1. А 16 марта и 6 апреля стадион принимал матчи 1/8 и 1/4 второго по значимости европейского клубного турнира.
Во время июньской паузы стадион обзавелся новым полем, не уступающим по качеству полям ведущих европейских клубов, очень скоро должно появиться взамен устаревшему новое цветное табло… Мы не ставим точку, ведь история продолжается. Надеемся, что благодаря своим преданным болельщика зенитовцы на «Петровском» не раз будут вспоминать еще один замечательный британский афоризм – «Мой дом – моя крепость!»